
В марте 2020 года мы обратились в Комитет Министров СЕ, как в орган, надзирающий за выполнением решений ЕСПЧ, так как считаем решение Европейского Суда по делу заявителей не выполненным, так как приговор не был отменен. Из-за пандемии ответа мы не получили и обратились в сентябре 2020 года повторно. Оказывается, наши обращения не пропали и Комитет Министров Совета Европы ведет по ним производство. В частности, постоянному представителю Правительства РФ при ЕСПЧ направлен запрос о возможных мерах индивидуального характера в отношении заявителей (проще говоря - как можно восстановить их нарушенные права) и сегодня, 9 февраля 2021 года, я был об это уведомлен.
25 сентября 2019 года Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел представление Председателя ВС РФ о возобновлении производства в связи с новыми обстоятельствами – решением ЕСПЧ по так называемому «делу 40 нацболов», протестовавших в общественной приемной Администрации Президента РФ 14.12.2004. Решение вынесено по жалобе адвоката Дмитрий Аграновского "Angirov and Others v.Russia №30395/06" на приговор, вынесенный Тверским судом г.Москвы 8.12.2005
В отношении 24 Заявителей, бывших членов запрещенной в России Национал-Большевистской Партии (решение опубликовано на русском в "Бюллетене Европейского Суда по правам человека" №5 за 2019 год). ЕСПЧ установил нарушение ст.6 ч.1, ст.6 ч.3 п.п.«с» (отсутствие справедливого судебного разбирательства, нарушение права на защиту), ст.10 (нарушение права на свободу выражения мнений) в свете ст.11 (нарушение права на свободу собраний) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и присудил каждому из заявителей по 12.500 евро.
Напомним, что 8 декабря 2005 года завершился самый крупный в новейшей российской истории судебный процесс - на скамье подсудимых находились 39 человек, в подавляющем большинстве – студенты, среди них 9 девушек и 7 несовершеннолетних. Еще один молодой человек был освобожден от уголовной ответственности по возрасту. Процесс шокировал общество, имел огромный международный резонанс.
14 декабря 2004 года группа тогда еще не запрещенных национал-большевиков пришла к Общественной приемной при Администрации Президента РФ на прием к тогдашнему советнику Президента по экономическим вопросам Андрею Илларионову (по расписанию в тот день должен был принимать именно он). Прием в тот день не состоялся, а молодые люди и девушки оказались по стражей. Сначала их обвинили в попытке насильственного захвата власти (ст.278 УК РФ, до 20 лет лишения свободы), потом - в участии в массовых беспорядках. Кабинет, в котором оказались закрыты участники акции, имел размеры приблизительно 3х4 метра. Поскольку день был выбран специально – приурочен к восстанию декабристов, пресса стала называть подсудимых "декабристами".
В соответствии со ст.ст.413, 415 УПК РФ мы имели право на отмену приговора и направление дела на новое рассмотрение или на прекращение дела в части, касающейся Заявителей. Однако, этого не произошло. В отличие от дела Навального, также ранее обращавшегося в Комитет министров СЕ, однако, приговор по которому был Президиумом Верховного Суда отменен, по делу Заявителей Президиум ВС РФ отказался отменять или изменять приговор.
В связи с этим мы считаем решение ЕСПЧ не выполненным и обращаемся в соответствующий надзорный орган – Комитет Министров Совета Европы, куда входят представители МИДов всех стран Европы, в том числе, и нашей.